«– Сколько свечек ставить на торт?
– Семнадцать.
– Да… с тех пор как мне исполнилось семнадцать, я чувствую себя стариком…»
Цитата из фильма «Ключ без права передачи»
Семнадцать лет считаются очередным кризисным возрастом ребенка и очередным испытанием для родительско-детских отношений. Экзамены, выбор профессии, первые серьезные чувства, принятие самостоятельных решений, физиологические изменения – стрессовые ситуации идут одна за одной. Впервые подробно описал характеристику данного возраста знаменитый советский психолог Лев Выготский. В одном из своих трудов он писал: «Сам по себе это возраст мощного подъема, но вместе с тем возраст нарушенного и неустойчивого равновесия, возраст развития, которое разветвилось на три отдельные русла, и именно подъем, лежащий в основе этого возраста, делает его особенно критичным».
Знаменитый психолог сравнивает 17-летнего подростка с путником, который ранее шел по прямой дороге, а сейчас вынужден подниматься в гору.
В истории мирового кинематографа есть сотни фильмов, посвященных этому кризисному возрасту. Мария Баркар, журналист, медиапедагог и мама двоих детей – двухлетней Софьи и 17-летнего Никиты – составила свой рейтинг фильмов, которые обязательно нужно посмотреть родителям вместе со своими детьми-подростками.
«Жизнь за год», США, 2020 г.
Фильм – история 17-летнего Дэрина, который знакомится с девушкой из другого социального слоя. Он – успешный парень, спортсмен, сын богатого папы, вся его жизнь распланирована. И вдруг планы отца рушатся после знакомства сына Дэрина с яркой харизматичной девушкой. Более того, она смертельно больна. Но, несмотря на планы отца сделать из него студента Гарварда, парень решает подарить девушке целую жизнь, уместив её в год, который ей остался.
Это фильм о настоящей подростковой любви, о мужской дружбе (роли двух друзей главного героя не эпизодичны), о принятии родителями (но сначала непринятии) желаний и чувств единственного сына.
Этот фильм о прощении. Отдельно прописана линия матери девушки, которая бросила ее ради благополучия своей новой семьи. Но перед смертью дочери она приезжает, чтобы… та ее простила.
Это фильм об одиночестве. Девушка много лет росла одна, и ее единственным близким человеком был сосед и друг – трансвестит. А еще это фильм о счастье, когда в трудные и радостные минуты жизни рядом находится много добрых людей.
Очень рекомендуем посмотреть этот фильм родителям вместе с детьми-подростками.
«Полночное солнце», США, 2018 г.
По драматизму фильм очень похож на предыдущий, только здесь главным героем является девушка. Она молода, мила, красива, умна, влюблена и у нее редкое заболевание – меланоз (непереносимость солнечного света). В 17 лет Кэти случайно встречает Чарли, к которому испытывает пылкое чувство уже много лет. Он отвечает ей взаимностью. И вот тут – встает выбор: любовь или жизнь. «Любить и быть любимой – это самое большое счастье!» – говорит героиня фильма, поэтому не сложно догадаться, что выберут молодые и влюбленные подростки.
Каждую минуту, даже пересматривая филь в десятый раз, хочется увидеть другой финал. До последнего кадра ждешь и веришь, переживаешь и надеешься. Но, увы, жизнь бывает порой очень строгим учителем, и ее уроки учат больше, чем все вместе взятые книги, родительские нотации и тренинги.
Этот фильм рекомендуем смотреть вместе с детьми при одном условии – если вы не боитесь показать свои слезы друг другу. Иногда это даже нужно, чтобы обе стороны, родители и дети, поняли: у них есть общее – сердце.
«Ключ без права передачи», СССР, 1976 г.
Герои фильма – ученики 10-го класса. Им по 17 лет. Они молоды, красивы, умны, амбициозны. Они смело говорят о своих желаниях и мечтах, спорят с учителями, отстаивают свое мнение и рассуждают о жизни. Им повезло с классным руководителем Мариной Максимовной, подарившей им счастье бежать каждое утро в школу. Ее прекрасные отношения с классом – не педагогическая методика, это талант, интуиция и огромная любовь к своей профессии. Дети ее любят и даже обожают, а вот коллеги-учителя завидуют. Они хотят заполучить тот самый ключ к сердцам учеников 10 «Б», который вручен ей, как она сама говорит, без права передачи.
Полная противоположность – Эмма Павловна, которую гениально сыграла Лидия Федосеева-Шукшина – неловкая, несправедливая, пожилая, уставшая от жизни, детей и профессии. А есть еще родители… «Я знаю, люди предают. Но чтобы это была мама?» – говорит юная героиня.
Конфликт душит всех участников, и выхода вроде нет, но в фильме есть человек, готовый во всем разобраться – новый директор школы Кирилл Алексеевич. Он немногословен. За него говорят его поступки – мудрые, своевременные и правильные.
Фильм, как и многие в этом списке, учит принятию: родителей и учителей – принимать повзрослевших детей и учеников такими, какие они есть, с их желаниями и характерами, детей – принимать родителей и учителей с их страхами и переживаниями. Принимать и понимать – главный смысл фильма. Если вы хотите этому научиться, посмотрите его вместе с детьми.
«Глаза», Россия, 1992 г.
Паренек после травмы во время хоккейной тренировки попадает в больницу, где влюбляется в слепую девушку. Чтобы остаться вместе с ней в больнице, он … слепнет. Даже врачи разводят руками, говоря о причине его слепоты. Сильное эмоциональное переживание – одна из версий.
Внимательный зритель поймет: если бы лечащий врач услышала парня, поняла смысл его просьбы – подержать еще немного в больнице, и пошла навстречу, то, возможно, этого переживания с ним бы и не случилось. Но врачи бывают циничны – этот след оставляет их профессия.
Зато у парня есть мама, которую сыграла Светлана Крючкова. Отчаявшаяся, безутешная, уставшая, которая до последних сил борется за жизнь своего единственного сына. Чуткое материнское сердце смогло услышать надвигающееся горе – парень остается жив. Но матери этого мало, она должна сделать все, чтобы помочь сыну, и она приходит в дом к девушке, бросая свой материнский вызов.
«Когда становятся взрослыми», СССР, 1985 г.
«– Трудно.
– А будет еще труднее, она же взрослеет».
В центре фильма история Володи Кузнецова – рабочего завода, который поступил в институт. В надежде, что у него будет больше свободного времени для учебы, он приходит на работу мастером-наставником в ПТУ. Каждый подросток, с которым сталкивается Володя – отдельный мир с чувствами, проблемами, отношениями, словами и поступками. Нет похожих историй, как нет одинаковых людей и для всех одного общего совета на тему «Как быть, когда в семье 17-летний подросток?»
Эта драма с очень жизненным сюжетом. В ней ярко показаны взаимоотношения родителей и детей, детей и учителей, родителей и учителей. Это фильм о том, какую роль в жизни 17-летнего подростка может сыграть наставник с правильными жизненными ценностями и идеалами, преданным отношением к любимому делу. Как важно, когда в жизни подростка есть человек, который уделит время, прислушается, поймет, поддержит, когда нужно – скажет, а когда нет – промолчит. Взрослеющим героям фильма – парню, у которого в аварии погибает старший брат, девушке-сироте и даже ее отчаявшейся тёте повезло.
Фильм обязательно нужно смотреть родителям вместе с детьми, также, как и многие жизненные испытания тоже надо проходить вместе.